История Шри-Ланки

Общая информация

Общая информация

Демократическая социалистическая республика Шри-Ланка – государство в Южной Азии, расположенное на одноименном острове с юго-востока от Индии в субэкваториальных водах Индийского океана. Со времен португальского вторжения (16 век) и до обретения независимости (4 февраля 1948 г.) Шри-Ланка в европейских языках носила имя Цейлон (именно здесь выращивают знаменитый цейлонский чай).

Население Шри-Ланки – примерно 20 миллионов человек, из которых 75% — сингалы, 11% — тамилы, а также ланкийские мавры (потомки арабов, 9%), бюргеры (потомки от смешанных браков с европейцами) и Ведды (около 1000 человек). Грамотность жителей Шри-Ланки составляет 90% от всего населения. Основная религия – буддизм, также здесь люди исповедуют индуизм, ислам и христианство.

Коломбо

Коломбо

Шри-Ланка поделена на 9 провинций с городами — административными центрами, многие из которых не меняют своего статуса столиц веками и даже тысячелетиями (Канди, Анурадхапура, Галле и тд). Столица страны – город Коломбо (в переводе – «манговая гавань»), главный политический и экономический центр и крупнейший порт, является городом-побратимом российского Санкт-Петербурга и китайского Шанхая.
Руководит страной Президент, избираемый на 6 лет, он формирует правительство страны и подотчетен Парламенту. С 2005 года Президент Шри-Ланки – Махинда Раджапаксе. Именно под его руководством в 2009 году удалось ликвидировать вооруженный конфликт с террористической организацией «Тигры освобождения Тамил-Илама», которая вела на севере страны (г. Джаффна) военные действия с 1983 года. В настоящее время жители и гости острова чувствуют себя в безопасности благодаря спокойной ситуации в стране и надежной защите полиции и армии.

Символ Цейлонского чая

Символ Цейлонского чая

Визитная карточка Шри-Ланки – несомненно, цейлонский чай, который произрастает и культивируется на острове на протяжении нескольких веков. Шри-Ланка занимает 3 место в мире по производству чая. Цейлонский чай здесь действительно очень вкусный и ароматный, натуральный, насколько это возможно, и лучшим образом отличается от того привычного чая, который можно купить в Европе, России и странах СНГ. Особенной популярностью пользуется серебряный и золотой чай, который трудно найти за пределами Цейлона или его цены будут сильно завышены.

Также здесь производят натуральный каучук, выращивают корицу и другие ароматные специи, овощи, фрукты, рис, добывают драгоценные камни (г. Ратнапура). Крупнейшая отрасль экономики – производство текстиля, на экспорт идет одежда, чай, специи, драгоценные камни, резина, рыба, кокосы. Нефтепродукты, транспорт, промышленное оборудование привозят на Шри-Ланку из-за рубежа, этим объясняется высокая стоимость бензина в стране. Но, несмотря на это, в общем, цены на продукты низкие по сравнению с Европой, Россией и странами СНГ.

Карта Азия

Карта Азия

Ланкийцы выращивают овощи и фрукты, ведут отлов рыбы и морепродуктов, поэтому насладиться райскими вкусами экзотических фруктов и диковинных морепродуктов можно по приемлемым ценам в хороших ресторанчиках и на берегу океана, и высоко в горах.

Туризм различных видов быстро набирает обороты в Шри-Ланке: популярны исторические памятники, объекты всемирного наследия ЮНЕСКО (Сигирия, Галле, Анурадхапура, Полоннарува, Сингхараджа, Дамбулла, Канди и Нагорья Центральной Шри-Ланки), побережье Индийского океана, горные массивы, национальные парки, чайные плантации, религиозные памятники буддизма и индуизма, Аюрведа: медицина и массажи.

Популярный вид спорта на острове – крикет, также регби и хоккей на траве.
Национальный цветок Шри-Ланки – звездный лотос, один из 108 благоприятных знаков Будды, в аюрведической медицине – лекарственное средство для органов пищеварения.

Новогодний бог

Новогодний бог

Праздники у ланкийцев – каждый месяц, дни полнолуния Пойа. Также красиво и интересно они празднуют Новый год – 14 апреля. День независимости – 4 февраля. Много религиозных праздников (буддистских, индуистских, христианских, с языческими корнями и тд), к которым местные относятся с почтением и благоговением. Во все праздничные дни налагается запрет на продажу и употребление алкоголя и табака.
Валюта Шри-Ланки – ланкийская рупия. Курс переменчив, сейчас примерно 130 рупий за 1 доллар, 3,8 рупии за 1 российский рубль, 11,8 рупий за 1 украинскую гривну.

Доисторический период (1000 – 543 гг. до н.э.)

С древнеиндийского языка санскрита Ланка в переводе означает страна, земля. Приставка Шри широко распространенная в Южной Азии при обращении к высокоуважаемым людям, выражает большую любовь ланкийского народа к своей родине. Он именует ее благословенная, досточтимая Ланка. Шри-Ланка – страна древней самобытной культуры, история которой восходит к первому тысячелетию до нашей эры. Лесные заросли этого острова скрывают развалины древних столиц с остатками бессмертных произведений человеческого гения.

Первая народность, известная историкам, язычники ведды. По легенде ведды – потомки племен людей-демонов, населявших Ланку около 10 века до н.э. Многие ученые считают первым упоминанием о Шри-Ланке в известном индийском эпосе «Рамаяна»: демон Равана, который был королем Шри Ланки, принадлежал к племени Ракша. Он обладал летательным аппаратом, носящим название «Данду Монара», на котором Равана перелетел в Индию и похитил принцессу Ситу, невесту индийского принца Рамы. По легенде в районе Вирапола находился аэропорт Ракшасов. Существуют различные мнения о том, где же была укрыта принцесса. Одни утверждают, что Равана спрятал Ситу в горном районе Нувара Элии, где сейчас построен священный Ковил Хануману — обезьяне, которого Рама послал на поиски своей невесты. Однако после проведения раскопок, некоторые историки говорят о том, что местом, где была укрыта Сита, являлась крепость Сигирия. Даже многие современники, видя Сигирию, или пролетая над ней на вертолете, говорят, что это место невероятной силы, хранящее в себе великую загадку человечества.

Еще одно племя, обитавшее по легенде в ту пору на Шри-ланке носило название Нага и поклонялся змеям. До настоящего времени дошли легенды, сохранившиеся в народных танцах и искусстве масок, когда змей и народ их укрощавший призывали на помощь для защиты от врагов. Келания и Нагадипа были одними из самых популярных городов и являлись сосредоточением торговых путей, ведь по преданиям Нага являлись одними из величайших торговцев того времени.

Третье племя, населявшее Шри Ланку в древности, называлось Дева, и поклонялись они единому Богу. Четвертый и один из самых могущественных народов носил название Якша, поклонявшийся дьяволу, или невиданным способностям человека. По легенде, Якша могли становиться невидимыми, летать по воздуху. Якша первыми стали строить водохранилища, а так же изобрели ирригационную систему подачи воды для фонтанов, орошения посевов и других нужд. Первая дамба была найдена в районе Мадуру Оя. Ей насчитывается более 6000 лет. Удивительная история сопровождает обнаружение этой постройки. Дело в том, что уже в современное время властями Шри-Ланки было принято решение построить дамбу именно в этом районе. Современные разработчики использовали множество снимков из космоса, специальные приборы, которые указывали наиболее точное и благоприятное место для строительства плотины. И вот когда работы были начаты, обнаружилось, что уже много тысячелетий назад древние люди строили в этом же самом месте дамбу. Однако сразу возникает вопрос, как было возможно, не имея ни компьютерных технологий, ни космических исследований рассчитать один в один место, наиболее благоприятное для строительства плотины.

Принц Виджая (543 – 505 гг. до н.э.)

В 543 г. до н.э. выходцы из северной Индии во главе с принцем Виджая высадились на острове. Принц Виджая был изгнан из Индии в результате поражения в борьбе за власть в одном из княжеств. Со своими приверженцами Виджая отплыл на корабле из Индии и после долгих странствий попал на остров Ланку.
Принц Виджая назвал этот остров по имени своего рода – Синхаладвипа, то есть львиный остров, а расселившиеся на нем выходцы из Индии стали называться сингалы – львиноподобные. Сингха в переводе со многих азиатских языков – лев, к примеру, Сингапур – львиный город (сингха – лев, пур — город). Сингапур также был точкой в карте странствий принца Виджая, но он недолго там задержался, быть может, отсутствие нынешней инфраструктуры ему и не понравилось).

Почему же род принца Виджая назывался львиным? По легенде, в жилах принца текла кровь льва, точнее бабушку принца похитил лев, у них родились дети, затем внуки, среди которых был и наш Виджая.
Теперь лев – символ Шри-Ланки, ее тотем, на флагах, гербах, повсеместно можно встретить изображение льва, с которым себя ассоциирует большинство мужского населения страны, да и по характеру ланкийцы чем-то похожи на львов: милые и дружелюбные как котята, но в то же время добытчики для своей семьи и защитники любого ребенка, женщины.

В дальнейшем было еще несколько волн миграции на остров из соседней Индии. Оттеснив в джунгли и горную часть страны веддов и другие местные племена, выходцы из Индии расселились на обширной сухой равнине в северо-западной и восточной частях острова, создали там крупный очаг поливного земледелия и развив культуру рисосеяния.

Период Анурадхапуры (437 г. до н.э. – 985 г.н.э.)

Был среди 700 сопровождавших Виджая последователей человек по имени Анурадха, который основал небольшое селение. Так как он являлся министром, то деревню назвали в его честь, а со временем маленькое поселение превратилось в большой город, переименованный в Анурадхапуру.

Анурадхапура со временем стала древней столицей сингальского царства, а также хорошо развитым, красивым городом с дворцами, парками, системой канализации и водоснабжения, кладбищем для умерших.
Также в этот славный для острова период, в 3 веке до н.э. из Индии был привезен буддизм принцем Махиндой, сыном известного царя Ашоки. Позже на Шри-Ланку приехала дочь императора Ашоки, принцесса Сангхамитта, и привезла ветвь священного дерева Бодхи, под которым Будда получил просветление. Сегодня это самое старое дерево на планете. Буддизм получил широкое распространение, было возведено много храмов и огромных ступ. Буддизм способствовал укреплению сингальского государства и установлению тесных связей с Северной Индией, откуда были заимствованы многие политические и социально-экономические институты.

В этот же период была создана судебная система, а так же построено огромное количество водохранилищ, что способствовало развитию сельского хозяйства Шри-Ланки.

Но Анурадхапура была уязвима для захватчиков, приходивших с юга Индии. Мирные периоды истории Ланки чередовались с годами ожесточенных феодальных междоусобных войн и войн с Южной Индией. Сингальский трон не единожды оказывался в руках правителей южноиндийских государств.

По одной из легенд, в очередной период прихода южноиндийских завоевателей, больше 10 лет скрывался свергнутый король в пещерах у монахов, собирая войско. Собрав войско, сингальский король победил южноиндийских захватчиков, вернув себе трон. В благодарность за поддержку, он подарил монахам пещеры Дамбуллы, которые сделал храмом, расписав их своды. Сейчас этот храм известен как золотой пещерный храм Дамбулла и он открыт для посещения.

Другой король строил гигантские водохранилища, а так же вырыл 12 каналов. Кроме этого он первый построил подземную систему каналов на Шри-Ланке.

В период Анурадхапуры был построен буддийский монастырь Джетавана в Полоннаруве, огромное искусственное озеро-водохранилище Миннерия, огромное водохранилище Келавева, привезен Зуб Будды на Ланку (эта реликвия хранится в Храме Зуба Будды в Канди), отстроена крепость на горе Сигирия.

Близкое соседство с Южной Индией обусловило и иные формы контактов: торговые отношения, династийные браки, обращение ланкийских феодалов за помощью к южноиндийским правителям во время междоусобных войн, культурные связи. Влияние Южной Индии на Ланку усиливается по второй половине I тысячелетия. К этому времени связи Ланки с Северной Индией начали ослабевать.

В ходе сражений сильно пострадала система оросительных сооружений. Сингалы под напором завоевателей начали продвигаться вглубь острова, где стали заниматься террасным рисосеянием и охотой.

В конце X века Ланка оказалась под властью южноиндийского государства Чолов, которые правили на острове до 1070 г. В это время буддийской религии и культуре острова был нанесен большой урон. Анурадхапура была разрушена, столицу перенесли в Полоннаруву.

Период Полоннарувы (1065 – 1120 гг.н.э.)

Эпоха влияния Полоннарувы началась в 1065 году, когда Чолы, после разрушения Анурадхапуры, перенесли столицу в Полоннаруву, которая находилась в центре острова, и ее было удобно оборонять от войск южно-сингальского царства. Кроме того, территория вокруг города была очень благоприятна для сельского хозяйства. Полоннарува сама была основана намного раньше, еще в 3 веке н.э., а в середине 4 века в городе была оборудована царская резиденция.

Шри-Ланка оставалась провинцией Чолов целых 75 лет. В это время в стране возросло влияния индуизма, было построено много святилищ и храмов.

Позднее один из сингальских царей собрал свою армию и изгнал Чолов из Шри-Ланки, освободив страну. Ему пришлось реставрировать как разрушенную Чолами Анурадхапуру, так и Полоннаруву, однако столицу в Анурадхапуру уже не вернули. Король построил много храмов, пагод, университет, в котором могло обучаться до 5000 человек. Король обладал великим даром политика и выстроил хорошие отношения с Китаем и другими странами. В Полоннаруве было множество посольств иностранных государств, процветала торговля. При нем возвели вокруг города высокую стену, покрыли ее штукатуркой и вырыли глубокий ров, а второй король эту главную стену окружил еще тремя. В результате город стал по площади в 4 раза больше Анурадхапуры. В общей сложности в Полоннаруве царствовало около 19 королей, из них было даже 2 королевы.

При следующем правителе примирились последователи двух буддистских течений Шри-Ланки. Численность населения Полоннарувы при нем достигло 3 миллионов человек. Однако главной его заслугой стало строительство оросительной системы каналов и огромного водохранилища площадью 2500 га, которое носит название Паракрама Самудре, что в переводе с сингальского значит «Море Паракрамы», названного так в его честь. Король считал, что ни одна капля дождя, не должна быть унесена в океан, не послужив на пользу людям.

При третьем правителе Полоннарувы много лет в стране царил мир. Король любил записывать все свои достижения, а так же при нем была создана Каменная Книга, которая является своеобразной конституцией того времени. При его правлении была окончена система формирования каст и система заключения браков на Шри-Ланке.

Однако история Полоннарувы оказалась не такой долгой, как у Анурадхапуры. В 13 веке после смерти третьего царя начался упадок государства, и всего лишь в течение 20 лет город, остававшийся столицей Шри-Ланки около 2 столетий, был заброшен и стал превращаться в руины.

В середине 13 века н.э. столицей сингальского государства стала Дамбадения, расположенная на дороге из Курунегалы в Негомбо. А после ее падения столица была перенесена в Япахуву. В результате раскопок были обнаружены остатки царского дворца, купален, лотосового бассейна, крепостных стен, а так же храма Зуба Будды. Вообще в Шри-Ланке существовало поверье, что Зуб Будды приносит удачу и прозрение тому, кто им владеет. Поэтому священная реликвия всегда находилась в столице государства, для нее каждый правитель считал своим долгом построить храм образа со святилищем. При переносе столицы в другой город, Зуб Будды переезжал вместе с ней. Из Япахувы правили три царя, однако особого внимания заслуживает Паракрамабаху III (1278 – 1293 гг. н.э.), так как при его правлении индийцам удалось захватить крепость Япахуву и увезти Зуб Будды в Индию. Однако царь сумел вернуть священную реликвию обратно.

На смену Япахуве пришла эра Курунегалы (1293 – 1341 гг. н.э.). Само название Курунегала переводится как город слоновьего камня («куруне» — слон, а «гала» — камень). От самого города практически ничего не осталось, однако самое интересное находится в его окрестностях. Так, например, в период правления царя Дутугамуну было найдено месторождение серебра. И в честь этого события построен Серебрянный храм и в него помещена позолоченная статуя Будды.

Гампола пришла на смену Курунегале до начала 14 века н.э. Однако обстановка в стране была нестабильной. Последним сингальским королем единой Шри-Ланки был Паракрамабаху VI (1413 – 1467 гг. н.э.). В течение 55 лет он правил страной из своей королевской резиденции в городе Котте. Однако после его смерти опять началась борьба за власть и усилилась феодальная раздробленность. Можно сказать, что отдельно на Шри-Ланке существовало не менее 10 княжеств, однако самыми сильными из них были три: Канди – в центре острова, Котте – на юге и тамильское княжество Джафна — на севере. Но такая раздробленность и междоусобная борьба отвлекало внимание ланкийцев от внешних притязаний других стран и народов, активно начавших свои колонизаторские набеги в начале 16 века.

Период португальского господства (1505 – 1658 гг.)

Впервые португальцы приплыли в Коломбо в 1505 г. и высоко оценили богатые ресурсы и стратегическое значение острова. Они вошли в договорные отношения с сингальским государем в Котте в 1518 г. Внутренние раздоры на острове позволили португальцам укрепить свои позиции на западном побережье. Благодаря превосходству во флоте и военной технике, они преодолели сопротивление местного населения и захватили территорию государства Котте. Лишь в Канди сингалам удалось сохранить независимость. Сказались глубинное географическое положение этой области и упорное сопротивление кандийцев.

В 1619 г. португальцы покорили тамильское государство на полуострове Джаффна, так что под их контроль подпал весь остров, за исключением центральной части и районов на восточном побережье.

Португальские колониальные власти на Шри-Ланке подчинялись вице-королю, резиденция которого находилась в Гоа (Индия). Основные административные структуры, унаследованные от сингалов, были сохранены. Высшие должности заняли португальцы, остальные – лояльные по отношению к колониальной администрации сингалы и тамилы. Торговля корицей и слонами была объявлена государственной монополией. Португальцы занялись также доходными коммерческими операциями с черным перцем и орехами араковой пальмы.

При португальцах активную деятельность развернули католические монахи. Францисканцы, иезуиты, доминиканцы и августинцы создали на острове свои миссии, которые получали значительную финансовую помощь от португальской администрации. Им часто отводились земли, принадлежавшие буддийским и индуистским храмам. Представители сингальской земельной аристократии переходили в христианство и при крещении брали португальские фамилии. Во многих приморских общинах на западе и севере произошло массовое обращение населения в католичество. В некоторых районах появились католические церкви и приходские школы. В верхних слоях туземного общества получил распространение португальский язык.

Португальская политика на острове имела не только локальное, но и гораздо более широкое значение. Именно здесь наблюдались важные перемены, свидетельствующие об изменениях принципиального характера в колониальной политике Португалии в XVI—XVII вв. в Азии и Африке. Если в первые десятилетия португальцы довольствовались эпизодическими набегами и единовременными акциями политического и экономического плана, то в середине XVI в. главным для португальцев было обеспечить себе существенно важные позиции в стратегически выгодных местах, взять в свои руки контроль над морской торговлей (пряностями, хлопковыми тканями, драгоценными камнями).

Остров же приобрел для португальцев особое значение не только как поставщик пряностей, жемчуга, драгоценных камней и экзотических животных (слонов). В Лиссабоне обратили самое серьезное внимание на то, что может быть главным богатством этой страны — стратегическое положение на главных морских путях.

Португальские власти обязались управлять территорией царства Котте согласно сингальским обычаям, а после присоединения Джаффны — также и согласно тамильским. Но в реальности они мало считались с местными традициями. Они считали себя наследниками сингальских правителей, т.е. единственными распорядителями всех обрабатываемых земель. Изучив архивы Котте (на пальмовых листьях), в которых перечислялись налоги и обязанности каждой деревни и хозяйства, они перевели их на португальский язык, используя кадастры сингальских правителей, проводили земельную перепись, сохранили старый сингальский налог на наследство. Португальцы обладали монопольным правом на обязательные поставки корицы, взимали поземельный налог, налоги с кокосовой и араковой пальм, перца, драгоценных камней, жемчуга, пойманных слонов.

Значительно обострили ситуацию на острове полученные португальцами в 1546 г. приказы из «центра» об уничтожении “языческих” храмов, идолов и пр. В результате XVII в. произошла серия религиозных восстаний. Но очаги их были разрозненными. К тому же на острове давно работали миссионеры, а ланкийцам импонировала пышность католического культа, уже сама по себе привлекавшая их внимание. В монастырских школах детей учили читать и писать на латыни, петь и играть на музыкальных инструментах.

Наиболее ярыми противниками португальской политики были жившие на побережье “мавры” — мусульмане, прежде всего, арабы, главные соперники португальцев на поприще торговли и в сфере миссионерской деятельности. Вывозили они с острова корицу, а также живых слонов, слоновую кость, золото, драгоценные и полудрагоценные камни (сапфиры, рубины, аквамарины, топазы, гранаты, алмазы, турмалины, лунный камень, “кошачий глаз” и др.), жемчуг.

В средние века на острове особого расцвета достигло искусство резьбы по слоновой кости, особенно в так называемый “кандийский период”. В XVII в. государство Канди, возникшее в горах центральной части острова и сохранявшее независимость от европейских колонизаторов, стало одним из наиболее важных центров ланкийского ремесла. Ремесленники быстро перенимали достижения европейцев, в частности, оружейное дело.

Работавшие в дворцовых мастерских косторезы составляли одну из четырех группы ремесленников высокого статуса. Они проходили сложное обучение, и царь лично наделял каждого мастера землей за службу.

Помимо кандийского центра были и другие, располагавшиеся в Джаффне, Котте, Ситаваке и на юге острова.
В XVI в. с приходом португальцев произошло изменение типов изделий, так как теперь появились новые покупатели и заказчики из европейских стран. Таким образом, ремесло на Цейлоне приобрело новое качество — начался экспорт готовых изделий как светского, так и религиозного назначения. Более того, в изделиях, предназначенных для церкви, наблюдаются буддийские и индуистские мотивы. Иначе говоря, перед нами — начало синтеза двух культур — европейской (прежде всего, португальской) и восточной (прежде всего, ланкийской).

Португальцы вывозили украшения из драгоценных металлов, изделия, декорированные резьбой и интарсией (шкатулки, гребни, пеналы, рамы для зеркал, игольники, веера, сосуды и столовые приборы из золота и хрусталя), статуэтки и пр. предметы для шатцкаммер монархов и для нужд церкви. Новые материалы и вещи значительно разнообразили быт и образ жизни европейских королевских дворов, а впоследствии культуру и искусство народов Европы. С конца XVI в., например, в Европе вошли в моду цейлонские складные веера.

Лучших мастеров вывозили в Гоа и даже в Португалию. Любопытно, что на Цейлоне среди них были как тамилы, так и сингалы; национальная принадлежность ювелиров португальцев не интересовала.

Португальцы пробыли на острове сравнительно недолго – полтора века, затем их сменили голландцы, а тех — британцы. Однако еще полтора века спустя после ухода португальцев местные властители вели дипломатическую переписку с голландскими властями на португальском языке! Перечисляя факторы, способствующие сохранению языка, нельзя упустить и влияние католической церкви, имевшей свою школьную сеть…

Португальский креольский как разговорный язык использовался в прибрежных районах близ главных портов, а также местами во внутренних районах, населенных преимущественно сингалами: в Коттахене и близ порта Коломбо; в Галле, Матаре и Велигаме в Южной провинции; Негомбо, Чилау в Западной и Северной провинциях, где проживали тамилы. Из всех этих мест креольский язык сохранился в конце ХХ в. в Баттикалоа на восточном побережье, Путталаме на западном, Паранги-теру в Джаффне, Аккараипатту и Тринкомале в Восточной провинции, а также там, куда его носители мигрировали позже.

В отличие от других креольских языковых образований этот язык был письменный. Более того, на нем имелась если и не очень обширная, то вполне заметная литература, дожившая до конца XIX в. В некоторых семьях до сих пор хранятся рукописи на «португальском цейлонском». Удивительно, но во многих районах острова сохранились песенки на этом же языке! Их знают не только бюргеры; заучивают их с детства и сингалы.

Наследие португальцев живо и поныне. В частности, речь может идти о португальском влиянии на архитектуру — не только церковную, но и гражданскую. Известный специалист по этнографии Шри-Ланки Н.Г. Краснодембская отмечает, что появление веранд — это скорее признак не индийского, а португальского влияния. А говоря об одежде, обращает внимание на традиционный теперь костюм кандийских аристократов, который очень напоминает многие детали одежды португальцев эпохи географических открытий. То же самое можно сказать о появлении головных уборов типа шляп и беретов. Возможно, найдутся некоторые заимствования даже в местной религиозной атрибутике.

Нельзя обойти вниманием некоторые особенности рациона, в частности появление печеного хлеба, вина, и вообще расширение “пищевого поля”, что неминуемо приведет нас снова к проблеме португальского влияния. Причем когда речь идет об этом влиянии, надо вспомнить о разнообразном этническом происхождении союзников и наемников португальцев и учесть их роль в этом отношении. Уже не говоря о новых для Азии животных и растениях, попавших на Цейлон в результате проникновения туда португальцев.

Также в этот период началось преобразование названия острова: вместо Синхала португальцы стали называть его Цейлао.

Голландский период (1658-1798 гг.)

В ХVII в. Нидерланды были крупнейшей колониальной державой. Они почти безраздельно хозяйничали на берегах Южной и Юго-Восточной Азии. Индийский океан был их «внутренним морем». А славу и богатство им принесла всего одна торговая компания.

Начиналось все в 1594 г., когда девять амстердамских купцов, собрав 290 тысяч гульденов, снарядили четыре корабля, наняли 250 человек и годом позже двинулись в море.

Первое плавание сочтено было успешным, и в ту же пору стали учреждаться новые компании для торговли с Индией. Однако их конкуренция едва не погубила торговлю Нидерландов. Тогда, чтобы не терять прибыль, видный политик, советник провинции Голландия Йоан ван Олденбарневелт предложил купцам объединиться.

Переговоры шли долго и трудно, но наконец договоренность была достигнута. Весной 1602 г. Нидерландская Ост-Индская компания получила от Генеральных штатов — верховного органа Нидерландов — монопольное право торговать на всей территории от мыса Доброй Надежды на юге Африки до Магелланова пролива на юге Америки. Так, власти нескольких провинций на севере Европы решили судьбу двух океанов.

Как же получилось, что клочок земли на окраине Европы, еще находившийся в состоянии войны с Испанией (перемирие было заключено только в 1609 г.), захватил в свои руки всю торговлю с Азией?

К концу ХV в. флот Нидерландов стал крупнейшим в Европе, а судостроение — самой важной отраслью хозяйства. В 1597 г. более четырехсот голландских кораблей миновало Гибралтар. Пытаясь найти северный путь в Индию, именно голландцы достигли берегов Белого моря и начали торговать с Московией. Не заходя в Амстердам, они вывозили русские меха, воск, лес прямо в Италию. Итак, в Нидерландах не было недостатка в деятельных купцах и опытных моряках, готовых отправиться за тридевять земель в поисках добычи.

Некоторые историки называют перемены, происходившие в мировой экономике на рубеже ХVII в., «торговой революцией». Число торговых судов — нидерландских и английских, — курсировавших между Северной Европой и Азией, стремительно росло.

Ост-Индская компания заключала договоры с местными князьками, правившими Явой, Калимантаном, Суматрой и другими островами и побережьями. К 1670 г. она обеспечила полную монополию на самые ценные экзотические специи: мускатный цвет (мацис), мускатный орех и гвоздику, вывозимые с островов Индонезии, а также корицу со Шри-Ланки.
В 1638-1641 гг. годах голландцы заняли португальские крепости на острове, а также Малакку — их важнейшую крепость в Малайзии. В 1656—1663 гг. захватили Коломбо и португальские фактории на Малабарском побережье Индии. Наконец, в 1669 г. покорили султанат Макассар на острове Сулавеси (Целебес), откуда стали вывозить известное позднее в Старом Свете макассаровое масло.
В 1638 г. официальный представитель компании заключает союз с кандийским правителем против португальцев, и последние к 1658 г. после ряда сражений на море и на суше, выигранных голландцами с помощью кандийцев, изгноняются с острова.

Голландское управление Ланкой осуществлялось через губернатора и резидента в Коломбо, которые подчинялись соответственно генерал-губернатору и Совету по делам Индии в Батавии (ныне Джакарта), где размещалась штаб-квартира колониальных владений Нидерландов в Азии. Коменданты в Джаффне и Галле, подотчетные губернатору, контролировали территории на севере и юге острова. Голландцы заняли высшие административные посты, но более низкие должности остались за сингалами и тамилами из числа тех, кто лояльно относился к колониальной власти. Подобно тому, как было при португальцах, сохранились формы земельной собственности и налогообложения. Была введена монополия на торговлю рядом товаров. Голландцы завезли некоторые новые культуры, например кофе; поощрялось также плантационное производство черного перца, корицы, кардамона.

При голландцах на острове была создана хорошо организованная система отправления правосудия. Гласные суды разместились в Коломбо, Джаффне и Галле. Специальный сельский суд, ландраад, разбирал иски, поступавшие из деревень. Использовалось римско-голландское право, а на севере применялись также тамильские законы. Голландцы внедряли протестантскую религию, и этой церкви были переданы многие католические храмы, построенные при португальцах. При протестантских церквях стали действовать начальные школы для сингалов и тамилов с преподаванием на родных языках.
Но голландские губернаторы запрещали населению смешиваться с португальцами, а португальским поселенцам — вести образ жизни аборигенов. На остров привлекали голландских переселенцев с семьями, выделяли им земельные наделы, назначали на официальные должности. Были введены ограничения на браки голландских солдат с сингалками и тамилками (женщины обязаны были принять христианство и не менее раза в месяц посещать церковь).

Голландское присутствие на Шри-Ланке длилось почти до конца XVIII века. В 1780 г. началась четвертая по счету англо-голландская война, и компания потеряла фактории Индостане, а также весь остров.

Британское господство (1802-1948 гг.)

Британская Ост-Индская компания установила контроль над приморскими районами острова в 1796 г., когда в Европе велись войны, последовавшие за Великой Французской революцией. Чиновники этой компании, управлявшие подвластной территорией из Мадраса, неуважительно относились к традиционной системе организации сингальского общества. Поэтому, когда Цейлон был объявлен английской колонией, Великобритания, пользуясь внутренней нестабильностью в Кандийском государстве, сместила его правителя и установила власть над островом. Последний королевский город, умело противостоявший голландцам и португальцам, горная столица Шри-Ланки Канди поступил под власть Великобритании.

Перешедший на сторону англичан главный министр короля, помог колонизаторам войти в город. 18 февраля 1815 король Шри Викрама Раджасингхе был арестован, а 2 марта 1815 года была подписана Кандийская конвенция, по которой король отрекся от престола, и Шри-Ланка полностью становилась колонией Великобритании. Тогда же английский язык был объявлен национальным языком. В 1820 годах для установления контроля над горными районами англичане построили в Канди дорогу.

Англичане сумели создать сеть путей сообщения, связавших воедино всю страну, и постепенно построили единую административную систему. Была отменена система феодального землевладения, ликвидированы все монополии, сняты ограничения на передвижения людей и товаров. Все это создавало благоприятный климат для британских инвесторов. Земля предоставлялась в распоряжение коммерческих сельскохозяйственных предприятий, которые стали возникать, начиная с 1830-х гг.

Природные условия Центрального горного массива вполне отвечали агроэкологическим требованиям рыночных культур – кофе, а затем чая и каучуконосов. К 1870 году кофе стал королем экспорта, но заболевание кофейного листа привело к уничтожению всего урожая и торговли кофе в целом. К концу XIX в. чай и каучук стали главными статьями экспорта из колонии, важное место в вывозе заняли также копра и другие продукты кокосовой пальмы. Поскольку сингалы не проявили желания работать по найму на плантациях, были ввезены тамилы-кули из Южной Индии.

Между местными лидерами и колониальной администрацией было налажено тесное сотрудничество. В 1919 г. по инициативе образованной сингальской и тамильской элиты возник Цейлонский национальный конгресс, который, впрочем, распался через несколько лет из-за разногласий между этническими общинами.

В годы Второй мировой войны Лондон пошел навстречу требованиям о полном самоуправлении. Также во время Второй Мировой войны на Цейлоне размещались штаб-квартиры союзных войск. Главные морские порты, Коломбо на западном побережье и Тринкомале на восточном, стали связующими звеньями между Европой и Азией. Японцы, хорошо информированные о стратегической позиции острова, атаковали порты в апреле 1942 года, но потерпели поражение.

В 1945 г. конституционная комиссия рекомендовала предоставить конституционные гарантии выполнения требований о самоуправлении, сохранив за метрополией ответственность за оборону и внешнюю политику. В 1947 г. эти ограничения, предложенные английской стороной, были сняты и, согласно Акту о независимости Цейлона колония была объявлена доминионом в 1947 г. и вошла 4 февраля 1948 г. в британское Содружество наций.

Период независимости (1948 – 1978 гг.)

В период с 1948 года по 1972 г. сингалы активно возрождали национальное государство, не отходя, впрочем, от английских образцов государственности. Но власть переходила из рук в руки. Так, в 1951 году Соломон Бандаранаике (его именем назван аэропорт в Коломбо) организовал Партию свободы Шри-Ланки, которая в 1956 году победила на выборах. Было создано новое правительство, при котором был проведен ряд реформ: был возвращен сингальский язык как единый государственный, был разорван Оборонительный союз с Великобританией, ее военные базы на острове были ликвидированы. Но многое вызвало возмущение, в особенности со стороны тамильского населения. В 1959 году Бандаранаике был убит.

Однако в 1960 году госпожа Сиримаво Бандаранаике, вдова бывшего руководителя страны, одерживает победу на выборах и становится первой в мире женщиной премьер-министром и главой страны. Она продолжила курс реформ, начатых ее мужем.

В 1972 году была принята новая Конституция и провозглашена республика. Старое название Цейлон было заменено новым – Шри-Ланка.

С 1978 года страна стала называться Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.

Период Республики (1978 г. – наст.вр.)

В 1977 году на выборах одержала победу партия под руководством Джиниуса Джаявардене. Правительство взялось за оживление экономики и, благодаря высоким мировым ценам на чай, Шри-Ланка быстро добилась экономического роста и уменьшения безработицы.

Однако в 1983 году страну потряс взрыв межобщинных столкновений.

Ввиду того, что тамильские повстанцы опирались на базы и центры снабжения в южноиндийских штатах, правительство Индии тоже оказалось вовлечено в конфликт. К концу июля 1987 г. между странами было достигнуто соглашение, по которому ланкийские войска выводились из района Джаффны и заменялись индийскими миротворческими силами. Северную и Восточную провинции Шри-Ланки намечалось объединить в Тамильскую автономную область, но через год жителям восточной провинции было предложено высказаться на референдуме по вопросу об автономии.

Сингальские националисты резко выступили против автономии, восприняв ее как угрозу суверенитету Шри-Ланки и отказ от территориальной целостности страны.

Крупнейшая террористическая группировка Тигры освобождения Тамил Илама (ТОТИ) развернула против индийских войск боевые операции, между тем как ДВП начала террористическую кампанию против умеренно настроенных сингалов и официальных лиц на юге страны.

В 1991 г. индийские войска покинули территорию Шри-Ланки, но гражданская война не утихла даже после того, как правительство Индии запретило на своей территории деятельность ТОТИ.

В апреле 1995 г. ТОТИ отказались от соблюдения перемирия и возобновили боевые действия. Правительственная армия захватила полуостров Джаффну, основную базу повстанцев, однако они продолжали контролировать районы на севере и востоке страны.

Поворот на 180 градусов произошел в политике Шри-Ланки в декабре 2001 г., когда в стране установились спокойные отношения, у власти было правительство Викремезинга. Это было первое длинный перерыв в военных действиях с начала конфликта.

Вплоть до 2005 г. не было никакого дальнейшего продвижения к военному или к политическому решению. Двадцать лет гражданского конфликта нанесли огромный ущерб шри-ланкийскому обществу и экономике страны, которая отстала от других азиатских экономических систем, хотя все еще остается второй самой преуспевающей в Южной Азии.

На президентских выборах 17 ноября 2005 года выбор стоял между оппозиционным лидером Ранилом Викрамасингхе и бывшим в то время премьер-министром Махиндой Раджапакса. Во время оглашения результатов 18 ноября 2005 года, с большим отрывом победил Махинда Раджапакса в день своего 60-ти летия.

Нынешний Президент взял курс на социально-демократические преобразования в экономике и социальной сфере, продолжение политики социального благополучия населения страны путем предоставления бесплатного образования и медицинского обслуживания населению. Так же страна завершила приватизацию частного сектора, был дан сильный толчок развитию инфраструктуры острова. Правительство взяло курс на развитие малых и средних предприятий, а так же стимулирование развития сельского хозяйства, в том числе и в частном секторе, и поиск новых рынков сбыта продукции. Начато строительство нового морского порта и второго международного аэропорта в районе Хамбантота на юге Шри-Ланки, а так же дан старт в строительстве четырех новых магистралей, связывающих основные города и регионы Шри-Ланки.

Особое внимание уделялось повышению компьютерной грамотности населения в сельских районах, а так же развитию компьютерных технологий и исследований в целом. Около 400 новых компьютерных обучающих центров было открыто в сельских и провинциальных городах страны. Стремительно осуществлялась телефонизация острова, а так же развитие и распространение мобильной связи.
Особый акцент делался на действия по защите окружающей среды и заботе о животных. Был отменен закон введенный британцами, предусматривающий усыпление собак, страдающих бешенством, и введена новая форма борьбы с этим недугом, одобренная Всемирной Организацией по Здравоохранению. Проект закона, запрещающего жестокое обращение с животными, был внесен на рассмотрение в Парламент. В социальной сфере было положено начало сдерживанию влияния и распространения табачной зависимости (в Шри-Ланке запрещено курение в общественных местах), алкоголя (алкогольные напитки во время народных и религиозных праздников запрещено продавать и употреблять во всех публичных местах), а так же разработаны программы по предупреждению и борьбе с распространением наркотиков.

Президент Махинда Раджапакса пережил самые трудные пять месяцев после избрания на пост в связи с усилившимися атаками террористов группировки ТОТИ, проявив всю выдержку и спокойствие, чем заслужил восхищение в международных кругах. После неудачных мирных переговоров в Женеве в начале 2006 г., послуживших для террористов возможностью достать оружие для возобновления военных действий и террористических актов, Президент возобновил активное противодействие ТОТИ, постепенно очистив весь север и часть восточных провинций от влияния группировки. Вместе с освобождением северо-восточных районов был установлен курс на ускоренное экономическое развитие этих регионов, а так же проведение в освобожденных провинциях демократических выборов и восстановления парламентских институтов власти.

Основной принцип политики Президента – это поддержка дружественных отношений со всеми странами и борьба против террора как в Шри-Ланке, так и за ее пределами.

Группировка ТОТИ не была признана более чем 52 странами и Шри-Ланка активно продолжала борьбу за прекращение угнетения северных провинций острова, шаг за шагом освобождая регионы. В январе 2008 г. в связи с чередой вспышек вооруженных нападений на военные силы Шри-Ланки со стороны ТОТИ было отменено соглашение о прекращении огня и начата более активная борьба с террористами. В течение всего 2008 г. борьба Правительства и ТОТИ продолжалась в более активной фазе, но переломный момент наступил в октябре 2008 г., когда военные силы Шри-Ланки достигли Килиночи, где находилась штаб-квартира ТОТИ. 7 января 2009 г. северный город, служивший около 10 лет командным пунктом для ТОТИ, был захвачен правительственными войсками. После этого события, все понимали, что скоро многолетний конфликт будет завершен и на Шри-Ланку придет мир.

Вплоть до апреля 2009 г. километр за километром восточные территории переходили под защиту Правительства страны, пока не образовался небольшой участок суши на северо-востоке, где ТОТИ удерживали мирное население как заложников. В конце апреля 2009 г. Правительственные войска сумели освободить мирных граждан и разместить их во временных лагерях на севере и северо-востоке острова. А 18 мая 2009 г. было получено официальное сообщение о том, что все оставшиеся лидеры группировки ТОТИ были найдены мертвыми и 26 летняя война в Шри-Ланке окончена.

20 мая 2009 года объявлен национальным днем Шри-Ланки, а 3 июня 2009 г. состоялся военный парад на набережной в Коломбо, в котором принимали участие морские войска, воздушные войска и пехота. Страна теперь живет под девизом: «Шри-Ланка — один народ, одна нация».

Бюджет Шри-Ланки с 2009 года предусматривает огромные средства на развитие освобожденных территорий и развитие инфраструктуры, образования и здравоохранения региона. Все сферы экономики переживают подъем и движение. Страна с огромной надеждой смотрит в будущее, благодаря восстановлению мира на всей территории острова.

Также не осталась без внимания отрасль экономики – туризм. В рамках развития инфраструктуры предусматривается строительство новых объектов туристической отрасли, в законодательстве предусмотрены привилегии для малого и среднего бизнеса в сфере туризма. Активно осваиваются прибрежные зоны. Страна с радушием и множеством улыбок принимает гостей!